Создание ООО: выбор кодов ОКВЭД

Нередко, начинающие предприниматели и не совсем ответсвенные регистраторы при учреждении ООО и ИП относятся формально к выбору ОКВЭД . Дескать, есть какое-то обозначение вида деятельности, ну и что с того? Указать ведь можно всё, что угодно.

Конечно, видами деятельности можно написать всё, что заблагорассудиться, хоть обогащение урана, однако выбор ОКВЭД – это вовсе не формальность, и халатное отношение к нему может повлечь в процессе бизнес деятельности серьёзные проблемы.

Где указывается ОКВЭД создаваемого юридического лица?

Чтобы зарегистрировать ООО, необходимо подготовить регламентированный законом комплект документов, в числе которых будет заявление по форме 11001, и подать их в ФНС.

Именно в этом заявлении, на листе «И», должен быть в обязательном порядке указан основной вид деятельности, а также, при необходимости, дополнительные виды.

Все они унифицированы по кодировкам и содержатся в классификаторе ОК 029-2014, утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст. Именно с помощью данного перечня и следует вносить информацию в заявление.

Каждый вид деятельности в классификаторе расположен в соответствующих разделах и подразделах. Конкретный вид деятельности нужно вписывать в заявление формы 11001 кодировкой с точностью до 4 цифирных знаков. Если оставить более «широкий», не конкретизированный вид деятельности, то в регистрации ООО будет отказано.

На основании отражённой в заявлении информации, сведения о видах деятельности созданного юридического лица будут отражены в ЕГРЮЛ.

На что влияет ОКВЭД?

На первый взгляд может показаться, что указание кодировок экономической деятельности может быть интересны только органам статистики. На самом деле, это далеко не так.
Ошибки с указанием ОКВЭД могут повлечь налоговые риски, увеличение налоговых издержек и даже административную ответственность.

Налоговые риски

Если при регистрации ООО не подать никаких заявлений о переходе на специальные налоговые режимы, то его организация «по умолчанию» становится плательщиком всех налогов, которые предусмотрены общим режимом налогообложения.

Общий налоговый режим обязывает уплачивать сразу три вида налогов:
• на прибыль (общая ставка – 20% от прибыли, есть, конечно, льготные категории, но они немногочисленны);
• на имущество (до 2,2% от балансовой стоимости имущества);
• на добавленную стоимость (до 18%, платит приобретатель товаров и услуг, но при этом у налога очень сложная отчётность, которая остаётся в зоне ответственности самой организации).

Это серьёзная налоговая нагрузка для любой компании, а тем более той, что только начинает свою работу. В связи с этим, при регистрации юридического лица многие учредители подают вместе с комплектом регистрационных документов ещё и заявление о переходе на специальные налоговые режимы.

Организация может перейти, например, на столь распространённую упрощённую систему налогообложения (сокращённо – «УСН», или как её часто называют в народе – «упрощёнка»).

УСН вместо 3-х налогов оставляет всего один, да и тот льготный. 

Однако чтобы налогоплательщик мог применять УСН без ограничений, все виды деятельности, которыми он занимается, должны быть отражены в ЕГРЮЛ.

Если юридическое лицо, которое применяет УСН, начинает осуществлять какой-то новый вид деятельности, не указанный в ЕГРЮЛ, налоговая будет считать, что упрощёнка по этому новому виду деятельности не применяется, и будет облагать этот доход по правилам общей системы налогообложения. 

Стоит ли говорить, что это влечёт рост налоговой нагрузки. Чтобы подобной ситуации избежать, нужно в течение 3-х дней с момента начала осуществления новых видов деятельности, внести информацию о них в ЕГРЮЛ, подав в налоговую инспекцию заявление по форме 14001 с указанием дополнительного вида деятельности. 

Только так, при начале новых видов деятельности можно будет избежать дополнительных расходов на налоги.

Подача формы 14001 не требует финансовых затрат, кроме случая, когда заявитель подаёт этот документ в ФНС не лично – в этой ситуации подпись его в заявлении нужно нотариально удостоверить. 

Определение базы для страховых взносов

ОКВЭД используется также в качестве базы для расчета величины страховых взносов по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний.

По умолчанию используется тот вид деятельности, который указан в качестве главного. Ежегодно данный ОКВЭД нужно будет подтверждать, иначе страховые взносы будут начисляться по максимальной ставке исходя из самого «дорогого» вида деятельности, в т.ч. указанного в числе дополнительных.

Если при регистрации указать все подряд кодировки из классификатора, внеся их «на всякий случай», а потом забыть подтвердить в установленном законом порядке главный ОКВЭД, можно получить серьезное увеличение сумм страховых отчислений.

Административная ответственность

В случае, если организация осуществляет какие-то виды деятельности, которые не отражены в ЕГРЮЛ, это может стать основанием для привлечения к административной ответственности по ст.14.25 КоАП РФ.

Выше уже упоминалось, что информацию о новых видах деятельности нужно вносить в течение 3-х дней. Этот срок является нормативным для внесения любых изменений в ЕГРЮЛ.

Если информацию в ЕГРЮЛ не обновллять в положенные сроки, это может грозить наложением штрафа до 5000 рублей.

Вроде бы деньги небольшие, но зачем организации нести дополнительные расходы, если можно просто вовремя подать заявление формы №14001 в ФНС и избежать не только проблем с административной ответственностью, но и минимизировать налоговые риски.